Навигация

Помощь сайту

Система Orphus SMS.копилка

Статистика

Администрация сайта

Жиряков Сергей(Главный администратор, создатель)
Юдин Сергей(Заместитель администратора)

Электропоезд ЭР22

Электропоезд ЭР22 — Электропоезд Рижский, двадцать второй тип. Серия электропоездов постоянного тока, строившихся в 1964—1976 (с модификациями) годах, предназначенная для эксплуатации на наиболее загруженных пригородных направлениях.


Электропоезд ЭР22
В эксплуатации с 1965
Производитель Рижский вагоностроительный завод
Серия ЭР22
Составов построено 66 ЭР22 + 2 ЭР22м + 2 ЭР22В
Оператор МПС СССР
Вагонов на состав 4, 8
Вместимость 968 — 988 (сидячих)
Длина вагона 24500 мм
Ширина 3450 — 3480 мм
Ширина колеи 1520
Материал вагона сталь
Конструкционная скорость 130 км/ч
Ускорение до 0.72м/с2
Напряжение 3000 В
Тормозная система рекуперативно-реостатная, пневматическая

Возникновение


В 1960-х годах основными электропоездами на железных дорогах СССР являлись ЭР1, ЭР2 и ЭР9, серийно строившиеся Рижским вагоностроительным заводом. По сравнению с предшественниками – составами серий С – они обладали значительно более высокими технико-экономическими характеристиками. Вместе с тем идея ещё более эффективного использования моторвагонной тяги на наиболее загруженных участках не оставляла конструкторов и инженеров, разработавших в 1960 г. электропоезд ЭР10 с увеличенной длиной кузова, наличием дополнительных входных дверей в центре вагонов и оборудованием, позволявшим использовать электрическое (рекуперативно-реостатное) торможение. Однако мощность тяговых двигателей ЭР10 была признана недостаточной, и в 1964 г. РВЗ выпустил две новые четырехвагонные секции, получившие серию ЭР22. В 1965 г. обе секции проходили различные испытания, после чего они были сцеплены в один состав ЭР22-01, который некоторое время числился в парке депо Перерва Московской железной дороги, а в конце 60-х годов был передан на завод-изготовитель. В силу больших отличий от остальных составов серии - электропоезд ЭР22-01 больше в экплуатации не был, а использовался для испытаний и доводки опытного электрооборудования. В 1967 г. РВЗ приступил к серийному производству электропоездов ЭР22, продолжавшемуся до 1968 г. (см. таблицу).

ГодСоставов выпущено
19642
19654
19663
196713
196844

Технические характеристики


Построенные в 1964 г. две секции ЭР22, получившие заводское обозначение 62-105, включали по 4 вагона: 2 моторных, являвшихся одновременно головными, и 2 прицепных. Кузов обладал длиной 24,5 м, шириной 3,45 м и колёсной базой 20,75 м. Вагоны имели три пары раздвижных пневматических дверей с каждой стороны для выхода на высокие платформы. Масса моторного вагона составляла 66,5 т, прицепного – 40,7 т. Под моторные вагоны подкатывались новые тележки бесчелюстного типа с опорно-рамной подвеской тяговых двигателей. Под прицепные вагоны подкатывались новые тележки разработки КВЗ причем предусматривался вариант исполнения с дисковыми тормозами. Колёса моторных вагонов на первом составе были цельнокатаными и имели диаметр 1050 мм. Тяговые электродвигатели РТ-113, установленные на каждой оси моторных вагонов, имели в часовом режиме (при 100% возбуждении) мощность 230 кВт. Пассажирские салоны имели пластиковую облицовку и мягкие диваны. Число мест для сидения в моторных вагонах составляло 116, в прицепных – 131.

В процессе производства в конструкцию электропоезда постоянно вносились изменения. В частности, начиная со второго по счёту состава – ЭР22-02 – стали устанавливаться бандажные колёса моторных тележек, а начиная с ЭР22-03 подверглась изменениям часть электрооборудования (пантограф, электропневматические контакторы, система отопления и др.), были увеличены стёкла кабины машиниста, стала использоваться новая окраска кузова (тёмно-вишнёвая нижняя часть и бежевый верх). В дальнейшем вносилось и много других изменений. Постройка электропоездов серии ЭР22 прекратилась в 1968 г. в связи с большой осевой нагрузкой моторных вагонов и неудовлетворительной работой схемы электрического торможения.

Эксплуатация


Электропоезда серии ЭР22 поступали для работы в депо Перерва (Курское направление), Нахабино (Рижское направление) и им. Ильича (Смоленское направление) Московской железной дороги. В 1968 г. один из составов (ЭР22-54) был передан на Северо-Кавказскую железную дорогу в депо Минеральные Воды, куда в дальнейшем были переданы некоторые другие поезда этой серии. Ко началу1990-х годов ЭР22 на Московском узле оставались только в депо Перерва, и в период 1989-1996годов происходило их массовое исключение из инвентаря на Московской железной дороге. Часть составов в период 1989-1991гг. были переданы с Московской ж.д. для работы на ведомственной ветке, обслуживающей город Степногорск (Республика Казахстан) и близлежащие предприятия. В Степногорске ЭР22 работают до настоящего времени (лето 2008г.) На Северо-Кавказской ж.д. электропоезда серии ЭР22 были исключены из парка в период 2000-2002гг. Отдельные моторные вагоны, в середине 90-х годов были переданы с Московской ж.д. на Свердловскую и Южно-Уральскую ж.д., где использовались в качестве служебных электромотрис.

Электропоезда серии ЭР22м


В 1972 г. Рижский вагоностроительный завод выпустил два двухсекционных восьмивагонных электропоезда, получивших серию ЭР22м (заводское обозначение 62-219), № 67, 68. В отличие от предшественников, на этих электропоездах часть электрооборудования была перенесена из моторных вагонов в прицепные. Кроме того, они получили новую форму кабины машиниста (которая, с несущественными изменениями станет применяться на всех пригородных электропоездах РВЗ с 1974 г.) и выходы на низкие платформы. Были также установлены новые тележки и электрооборудование. Масса моторного вагона составляла 65 т, прицепного – 46 т. Длина вагонов не претерпела изменений, а ширина возросла на 0,03 м. Электропоезда ЭР22м поступили в депо Нахабино для обслуживания пассажиров Рижского и Курского направлений, где эксплуатировались до 1984г.

Электропоезда серии ЭР22В


В 1975 – 76 годах РВЗ выпустил два восьмивагонных электропоезда ЭР22В (заводское обозначение 62-247) № 69, 70 с выходами на высокие платформы (что и нашло отражение в индексе «в»). В переходных площадках между вагонов были применены резиновые элементы вместо металлических. Поезда получили иные, нежели ЭР22м, тележки и несколько другое электрооборудование. Масса и вместимость вагонов не претерпели изменений. Электропоезда ЭР22В первоначально поступили в депо Нахабино. С 1988 они были переданы в депо Новомосковск, где работали до 1994 г., а затем были исключены из инвентаря. На базе комплекта электрооборудования ЭР22В в 1979г. был построен опытный состав ЭР2Р-7001 (в проекте ЭР22к-71).

Яндекс.Погода Пробки на Яндекс.Картах

Друзья сайта








Поиск